Прощеное воскресенье - Воскресенье на масленичной неделе.
В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как прощеное воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим Постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
Начинаю Петра понимать,
Когда он у Иисуса спросил:
«Сколько можно прощать и прощать,
Когда нет уже больше сил?»
Когда все начинается вновь,
Как рассвет сменяет закат.
И кипит от обиды кровь,
Разум грозно твердит: «Виноват!»
Когда слезы струятся рекой,
И так дальше не хочется жить…
Но Иисус – Учитель благой
Мне опять говорит: простить.
Я склоняюсь у ног Христа:
«Дай мне силы прощать и любить,
Изменяй сначала меня,
Чтоб смогла обиды забыть».
Когда же мне сходить,
Поставить в Церкви свечи;
И помолиться там
За прошлые грехи;
У Батюшки спросить:
Как жить на этом свете?
И как на свете том
Спокойствие найти?
Обиды позабыть;
И где найти терпенье
На хамство, хамство вновь
Не возвращать назад?
Как видно без грехов
Нельзя остаться вовсе;
И всё-таки стремлюсь
Поменее грешить.
От тяжести Душа
О покаяньи просит,
Наверное, тогда:
Мне станет легче жить.
Просить прощенья в воскресенье
Так на Руси заведено.
Простите нас, коль согрешили,
А мы простили вас давно.